Вариационная форма – форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (вариаций).

Схема: А (тема) + А1 + А2 + А3 … и т. д.

Вариационная форма сложилась под воздействием вариационного метода развития, одного из древнейших в музыке. Суть этого метода в том, что тема структурно не меняется, она узнаваема, а изменения касаются деталей (мелодики, ритма, фактуры, гармонии, динамики, тембров и т. д.). Вариационность как принцип тематического развития встречается в любых формах (как пример: 2-е предложение периода повторного строения часто является варьированным повторением 1-го; в трехчастной форме реприза может варьированно повторять первую часть и т. д.).

Количество вариаций в форме не регламентировано: от 2х – 3х до нескольких десятков (Бетховен. 32 вариации c-moll). Обычная закономерность: если вариации входят в крупные формы, то количество их меньшее, если ва ... Читать дальше »

Просмотров: 7626 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Определение. Общая характеристика

Сонатной называется репризная форма, в первом (экспозиционном) изложении основанная на тональном контрасте двух основных тем, который после разработки снимается в репризе благодаря перенесению второй темы в основную тональность или бóльшему ее приближению к основной тональности.

Это наивысшая из гомофонных форм, наиболее сложная и развитая, но вместе с тем связная и цельная. Сонатная форма универсальна для воплощения самого разнообразного содержания: героического, эпического, драматического, лирического. Классические образцы формы были созданы венскими симфонистами Гайдном, Моцартом, Бетховеном. В XIX веке сонатная форма претерпевает определенную эволюцию: усиливается контраст между главной и побочной партиями, динамизируется и переосмысливается реприза. В музыке XIX – XX вв. встречаются различные модификации сонатной формы. Специфика формы и ее универсальность связаны с широтой диапазона и отражением общи ... Читать дальше »

Просмотров: 1930 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Сонатная форма без разработки. По существу это сокращенная сонатная форма, где отсутствие разработки обычно компенсируется разработочным развитием в экспозиции, репризе, коде. Экспозиция, как правило, не повторяется. Применяется неполная сонатная форма в медленных частях сонатно-симфонических циклов, оперных и балетных увертюрах. В медленных частях характер основных тем неконтрастный, располагающий к варьированию, особенно в репризе. Например: Бетховен. Соната № 5, ч. II.

В быстрых увертюрах развитие происходит динамичнее (Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»). Реже данный тип формы встречается в вокальной музыке (Каватина Владимира из «Князя Игоря» Бородина), сюитах, миниатюрах (Шопен. Ноктюрн е-moll).

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки. Средняя часть такой формы является эпизодом на новом тематическом материале. Это вносит дополнительный контраст (образно-жанровая основа эпизодов разнообразна). В строении э ... Читать дальше »

Просмотров: 4249 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

   Рондо-соната объединяет признаки сонатной формы и рондо.

        Определение: рондо-соната – это рондо с тремя эпизодами, где первый и третий соотносятся как Пп экспозиции и репризы сонатной формы, а вместо центрального эпизода может быть разработка.

Общая схема формы:

 А        В       А               С                     (А)    В1    А   

    экспозиция     эпизод (разраб.)           реприза

... Читать дальше »

Просмотров: 1879 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Определение. Классификация

Музыкальная форма называется циклической, если она состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру, но связанных единством идейно-художественного замысла.

Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». Циклическая форма охватывает круг различных образов, темпов, жанров. Самостоятельность частей выражается в том, что они иногда могут исполняться отдельно (например – траурный марш из сонаты b-moll Шопена). В то же время между чатями существуют как прямые, так и опосредованные связи: тематические, структурные, жанровые, образные, сюжетные. В этом – главное отличие циклической формы от сборника, объединяющего пьесы по внешнему виду или случайному признаку. Например: «Песни и пляски» Мусоргского – цикл, а «Юные годы» –сборник.

... Читать дальше »
Просмотров: 3299 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Старинная двухчастная форма (конец XVII – первая половина XVIII вв.)

Старинная двухчастная форма была обычной формой танцев в старинной сюите (аллеманда, куранта, сарабанда и т. д.), также встречалась в прелюдиях, инвенциях и других пьесах И. С. Баха, Генделя, французских клавесинистов.

Характерными чертами формы являются неконтрастность, тематическая однородность, плавность переходов и непрерывное развертывание в обеих частях.

В прелюдиях и инвенциях ощущается влияние полифонических форм: неквадратность, текучесть изложения, полифонические приемы. Танцы в сюитах отличаются более четким разграничением частей.

I часть – период повторного, неповторного строения, либо период типа развертывания: особый вид периода, в котором проявляется влияние пол ... Читать дальше »

Просмотров: 8072 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

 

Общее свойство этих форм – комбинирование или модификация (видоизменения) существующих устоявшихся форм.

Смешанная форма сочетает признаки двух или более сложившихся форм.

Свободная форма – форма  со значительными отступлениями от типовых, имеющая индивидуальный замысел и структуру.

Исторически смешанные и свободные формы возникли еще в XVI веке, но интенсивное создание их относится к романтическому искусству XIX века.

Свободные формы зародились в старинной инструментальной музыке. Их можно встретить в виде фантазий, прелюдий, токкат, каприччио как в доклассической, так и в классической музыке (Бах. Хроматическая фантазия и фуга; Моцарт. Фантазия с-moll). В некоторых образцах велика роль сюжетной программности (сонаты И. Кула ... Читать дальше »

Просмотров: 1536 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014 | Комментарии (0)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………….   3

  1. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения. Тема, мотив, фраза. Приемы тематического развития. МТС. Выразительные средства музыки и их роль в формообразовании.. 5
  2. Период  ……………………………………………………
  3. Простые формы. Простая двухчастная форма …………
  4. Простая трехчастная форма ………………………………
  5. Сл ... Читать дальше »
Просмотров: 316 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

« 1 2