Вариационная форма – форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (вариаций). Схема: А (тема) + А1 + А2 + А3 … и т. д. Вариационная форма сложилась под воздействием вариационного метода развития, одного из древнейших в музыке. Суть этого метода в том, что тема структурно не меняется, она узнаваема, а изменения касаются деталей (мелодики, ритма, фактуры, гармонии, динамики, тембров и т. д.). Вариационность как принцип тематического развития встречается в любых формах (как пример: 2-е предложение периода повторного строения часто является варьированным повторением 1-го; в трехчастной форме реприза может варьированно повторять первую часть и т. д.). Количество вариаций в форме не регламентировано: от 2х – 3х до нескольких десятков (Бетховен. 32 вариации c-moll). Обычная закономерность: если вариации входят в крупные формы, то количество их меньшее, если ва ... Читать дальше » |
Определение. Общая характеристика Сонатной называется репризная форма, в первом (экспозиционном) изложении основанная на тональном контрасте двух основных тем, который после разработки снимается в репризе благодаря перенесению второй темы в основную тональность или бóльшему ее приближению к основной тональности. Это наивысшая из гомофонных форм, наиболее сложная и развитая, но вместе с тем связная и цельная. Сонатная форма универсальна для воплощения самого разнообразного содержания: героического, эпического, драматического, лирического. Классические образцы формы были созданы венскими симфонистами Гайдном, Моцартом, Бетховеном. В XIX веке сонатная форма претерпевает определенную эволюцию: усиливается контраст между главной и побочной партиями, динамизируется и переосмысливается реприза. В музыке XIX – XX вв. встречаются различные модификации сонатной формы. Специфика формы и ее универсальность связаны с широтой диапазона и отражением общи ... Читать дальше »
Просмотров: 1930 |
|
Дата: 15.05.2014
|
Сонатная форма без разработки. По существу это сокращенная сонатная форма, где отсутствие разработки обычно компенсируется разработочным развитием в экспозиции, репризе, коде. Экспозиция, как правило, не повторяется. Применяется неполная сонатная форма в медленных частях сонатно-симфонических циклов, оперных и балетных увертюрах. В медленных частях характер основных тем неконтрастный, располагающий к варьированию, особенно в репризе. Например: Бетховен. Соната № 5, ч. II. В быстрых увертюрах развитие происходит динамичнее (Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»). Реже данный тип формы встречается в вокальной музыке (Каватина Владимира из «Князя Игоря» Бородина), сюитах, миниатюрах (Шопен. Ноктюрн е-moll). Сонатная форма с эпизодом вместо разработки. Средняя часть такой формы является эпизодом на новом тематическом материале. Это вносит дополнительный контраст (образно-жанровая основа эпизодов разнообразна). В строении э ... Читать дальше »
Просмотров: 4249 |
|
Дата: 15.05.2014
|
Рондо-соната объединяет признаки сонатной формы и рондо. Определение: рондо-соната – это рондо с тремя эпизодами, где первый и третий соотносятся как Пп экспозиции и репризы сонатной формы, а вместо центрального эпизода может быть разработка. Общая схема формы: А В А С (А) В1 А экспозиция эпизод (разраб.) реприза ... Читать дальше »
Просмотров: 1879 |
|
Дата: 15.05.2014
|
Определение. Классификация Музыкальная форма называется циклической, если она состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру, но связанных единством идейно-художественного замысла. Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». Циклическая форма охватывает круг различных образов, темпов, жанров. Самостоятельность частей выражается в том, что они иногда могут исполняться отдельно (например – траурный марш из сонаты b-moll Шопена). В то же время между чатями существуют как прямые, так и опосредованные связи: тематические, структурные, жанровые, образные, сюжетные. В этом – главное отличие циклической формы от сборника, объединяющего пьесы по внешнему виду или случайному признаку. Например: «Песни и пляски» Мусоргского – цикл, а «Юные годы» –сборник. ... Читать дальше »
Просмотров: 3299 |
|
Дата: 15.05.2014
|
Старинная двухчастная форма (конец XVII – первая половина XVIII вв.) Старинная двухчастная форма была обычной формой танцев в старинной сюите (аллеманда, куранта, сарабанда и т. д.), также встречалась в прелюдиях, инвенциях и других пьесах И. С. Баха, Генделя, французских клавесинистов. Характерными чертами формы являются неконтрастность, тематическая однородность, плавность переходов и непрерывное развертывание в обеих частях. В прелюдиях и инвенциях ощущается влияние полифонических форм: неквадратность, текучесть изложения, полифонические приемы. Танцы в сюитах отличаются более четким разграничением частей. I часть – период повторного, неповторного строения, либо период типа развертывания: особый вид периода, в котором проявляется влияние пол ... Читать дальше »
Просмотров: 8072 |
|
Дата: 15.05.2014
|
Общее свойство этих форм – комбинирование или модификация (видоизменения) существующих устоявшихся форм. Смешанная форма сочетает признаки двух или более сложившихся форм. Свободная форма – форма со значительными отступлениями от типовых, имеющая индивидуальный замысел и структуру. Исторически смешанные и свободные формы возникли еще в XVI веке, но интенсивное создание их относится к романтическому искусству XIX века. Свободные формы зародились в старинной инструментальной музыке. Их можно встретить в виде фантазий, прелюдий, токкат, каприччио как в доклассической, так и в классической музыке (Бах. Хроматическая фантазия и фуга; Моцарт. Фантазия с-moll). В некоторых образцах велика роль сюжетной программности (сонаты И. Кула ... Читать дальше » |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………. 3
Просмотров: 316 |
|
Дата: 15.05.2014
|