Настоящее учебное пособие предназначается для студентов исполнительских отделений колледжа искусств. Необходимость появления данной работы связана с тем, что кроме известных учебников для музыкальных училищ (Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. М., 1960; Тюлин Ю., Бершадская Т. и др. Музыкальная форма. М., 1977), остальные учебные пособия (Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1986; Способин И. Музыкальная форма. М., 1984; Холопова В. Формы музыкальных произведений. С.-П., 2001, а также учебники В. Цуккермана) в основном рассчитаны на вузовский курс.

     Отсутствие учебников, отображающих современные музыковедческие воззрения на музыкальную форму, создает определенные трудности как для педагога – в преподавании, так и для студентов – в освоении предмета.

Помимо этого в училищных учебниках есть расхождения ... Читать дальше »

Просмотров: 710 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

В музыкальном произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме. Например, одна часть может служить вступлением, другая – изложением основной мысли и т. д.

Шесть основных функций частей в форме:

1. Изложение  (экспозиция) темы или ряда тем, т. е. их первоначальное проведение. Обычно это первое построение в произведении, где звучит материал, неоднократно повторяющийся впоследствии.

2. Связующая часть между какими-либо основными частями формы, между изложением различных тем. Значительной весомости не имеет.

3. Середина, или средняя часть – построение, расположенное между двумя сходными частями. Оно развивает предыдущий материал, но более весомо и самостоятельно по значению, чем связка. Частный случай середины – разработка.

4. Реприза – повторное проведение темы (или ряда тем) после нового раздела (новой темы, разработки прежних тем). Реприза имеет завершающее значение для ... Читать дальше »

Просмотров: 9011 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Общая характеристика

       Период – форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершаемая каденцией в начальной или новой тональности. Период служит для изложения темы и имеет ЭТИ. Обычные размеры периода 8 – 16 тактов. Реже встречаются четырехтактовые периоды и периоды с бóльшим количеством тактов.

Период применяется как форма отдельного произведения, например, в прелюдиях Шопена, Лядова, Скрябина, Прокофьева.

Как составная форма период входит во все формы в качестве раздела, излагающего тему. В вокальной музыке период часто является формой куплета.

Состав периода. Масштабное строение. Кульминация в периоде

Составными частями периода являются предложение, фраза, ... Читать дальше »

Просмотров: 3347 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Простыми называются формы, состоящие из двух или трех частей, где первая часть излагается в форме периода, а последующие – в формах не сложнее периода.

Основные виды простых форм: простая двухчастная и простая трехчастная.

Простой двухчастной называется форма, где первая часть является периодом, а вторая может им быть, но чаще представляет собой не чисто экспозиционное по смыслу построение не сложнее периода.

Образно-смысловая сущность формы выражается либо в показе двух этапов становления одного образа (однотемная двухчастная форма), либо – в показе двух различных образов (двухтемная двухчастная форма).

Истоки простой двухчастной формы коренятся в народной музыке (соотношение запева и припева в песне, сольного и общего танца, песни и инструментального наигрыша). Отсюда – связь простой д ... Читать дальше »

Просмотров: 5847 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

 

Определение. Общая характеристика

Простая трехчастная форма – это симметричная форма из трех частей, где I часть – изложение основной темы, II  часть – середина, III часть – реприза. Схема: А А1 А или А В А.

Безрепризная трехчастная форма встречается редко. Характерной чертой простой трехчастной формы является то, что реприза целиком повторяет начальный период, а не одно предложение, как в простой двухчастной форме.

Характеристика частей

I часть – период любой структуры, как модулирующий, так и немодулирующий.

II часть может быть трех типов, отсюда и три разновидности простой трехчастной формы:

  1. однотемная трехчастная форма;
  2. двухт ... Читать дальше »
Просмотров: 6341 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Сложными называются формы, составленные из простых форм. Из двух разновидностей сложных форм – сложной трехчастной и сложной двухчастной – чаще встречается трехчастная форма.

Отличие сложных форм от простых: яркие контрасты двух или более образов, достаточное внутреннее развитие, чёткое разграничение частей.

Сложная трехчастная форма А В А

Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, в которой I часть крупнее периода (чаще – простая 2х- или 3хчастная форма, реже – вариации, рондо, сонатная), а остальные не содержат более сложных структур. То есть, для того чтобы форма считалась сложной, достаточно, чтобы хотя бы I часть была простой формой.

Главный контраст возникает между крайними частями А и средней В. Тип контраста – оттеняющий (например: та ... Читать дальше »

Просмотров: 7342 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Сложной двухчастной называется форма из двух частей, каждая или одна из которых сложнее периода. Общий принцип ее построения – сопоставление двух контрастирующих частей по схеме А  +  В. Таким образом, это контрастная и безрепризная форма.

Выразительный смысл формы зависит от степени контраста частей. Это может быть дополняющее сопоставление (Вальс As-dur Ф. Шопена), ярко оттеняющее сопоставление (Фантазия d-moll В. Моцарта, ария Леоноры из «Фиделио» Л. Бетховена) и др. Смысловое соотношение частей связано со спецификой формы: ее несимметричностью, разомкнутостью и поступательностью в процессе. Так возникают три типа формы:  уравновешенный, с преобладанием 1-й части, с преобладанием 2-й части.

В форме уравновешенного типа образуется своего рода равноправие частей (Дж. Верди. Квартет из «Риголетто»; П. Чайковский. Мазурка из «Евгения Онег ... Читать дальше »

Просмотров: 2546 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Определение, общая характеристика

Контрастно-составными называются формы, обладающие циклическим контрастом частей, но идущие без перерыва и имеющие интонационно-тематическое родство.

Контрастно-составная форма состоит из двух или нескольких разнотемповых частей, следующих без перерыва и связанных общностью развития и замысла. Несмотря на яркие тематические контрасты, большинство образцов формы содержит развитие одного сложного музыкального образа.

В современной систематике музыкальных форм контрастно-составные формы занимают особое положение. С одной стороны, они занимают промежуточное место между нециклическими формами (период, простые, сложные, рондо, вариации, сонатное allegro, рондо-соната) и циклическими (сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный и инструментальный циклы). С другой стороны, они могут приближаться и к цикли ... Читать дальше »

Просмотров: 2243 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Концентрическая форма – это зеркально-симметричная многочастная форма, в которой после центральной части происходит возвращение предыдущих разделов в обратном порядке (Фраёнов В. Программа-конспект для исполнительских отделений музыкальных училищ):

А В С В А       или     А В С  D C B A

Концентрические формы очень своеобразны, поэтому применяются в основном в музыке программной, фантастической, картинно-изобразительной, повествовательной. Наибольшее распространение они получили в музыке XIX – XX вв. (Шопен. Мазурка ор.41 № 2; Шуберт. «Приют»; Прокофьев. Соната № 7, ч. III).

В качестве форм частей применяются: период, простые формы, неустойчивые и более свободные построения (Римский-Корсаков. Ария Лебедь-птицы, № 11).

Концентри ... Читать дальше »

Просмотров: 3131 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

Общая характеристика

Рондо называется многочастная форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) повторении главной темы в чередовании с различными эпизодами: А В А С А.

«Рондо» в переводе с французского означает «круг». Форма произошла от старинного французского хороводного пения. Это были круговые песни, имеющие куплетную форму с припевом, выделенным в отдельную часть.

Части рондо имеют определенные названия. Главная тема (А) называется рефреном (от франц. – припев), промежуточные части (В, С и т. д.) – эпизодами.

Старинное рондо (конец XVII  начало XVIII в.)

Один из самых ранних видов рондо был распространен в творчестве французских клавесинистов ... Читать дальше »

Просмотров: 1847 | Добавил: Gobloom | Дата: 15.05.2014

1 2 »