Главная » 2014 » Май » 15 » Концентрическая форма
21:51
Концентрическая форма

Концентрическая форма – это зеркально-симметричная многочастная форма, в которой после центральной части происходит возвращение предыдущих разделов в обратном порядке (Фраёнов В. Программа-конспект для исполнительских отделений музыкальных училищ):

А В С В А       или     А В С  D C B A

Концентрические формы очень своеобразны, поэтому применяются в основном в музыке программной, фантастической, картинно-изобразительной, повествовательной. Наибольшее распространение они получили в музыке XIX – XX вв. (Шопен. Мазурка ор.41 № 2; Шуберт. «Приют»; Прокофьев. Соната № 7, ч. III).

В качестве форм частей применяются: период, простые формы, неустойчивые и более свободные построения (Римский-Корсаков. Ария Лебедь-птицы, № 11).

Концентричность как принцип встречается и в других формах, но не является главенствующей как в собственно концентрической форме. Например: в трехчастной форме с обрамлением (вступление  abc  кода), в промежуточной между простой и сложной трехчастной (а В С В а), в сонатной форме с зеркальной репризой (Увертюра к «Тангейзеру» Вагнера: вступл.     А        В           С           В       А     кода)

                       Гп      Пп       эпизод     Пп     Гп

 

Концентрическая форма обладает драматургической и функциональной гибкостью: 1-й раздел может быть экспозиционным и вступительным; центральный раздел – неустойчивым, серединным и экспозиционным; другие разделы – связующими, серединными и др.

Структурная гибкость формы достигается разнообразием количества частей: 5, 7, 9 и более.

Указанные качества обусловили частое применение концентрической формы в оперном жанре, начиная с XVII века (Монтеверди). В дальнейшем она применялась особенно часто в западноевропейской классической и романтической музыке (Вагнер. «Тристан и Изольда», 1 картина; Моцарт. Финал II д. «Свадьбы Фигаро»), в русской классической опере (Мусоргский. I д. «Хованщины»; сцена таяния Снегурочки в «Снегурочке» Римского-Корсакова).

В музыке XX века концентрическая форма стала одной из самых типичных универсальных форм для различных жанров. Например, в финале 4-й симфонии Шостаковича с ее помощью создается картина пестроты жизни. Другие примеры: финал 7-й сонаты Прокофьева; 6 пьес для оркестра Веберна.

Просмотров: 3153 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0