21:51 Концентрическая форма |
Концентрическая форма – это зеркально-симметричная многочастная форма, в которой после центральной части происходит возвращение предыдущих разделов в обратном порядке (Фраёнов В. Программа-конспект для исполнительских отделений музыкальных училищ): А В С В А или А В С D C B A Концентрические формы очень своеобразны, поэтому применяются в основном в музыке программной, фантастической, картинно-изобразительной, повествовательной. Наибольшее распространение они получили в музыке XIX – XX вв. (Шопен. Мазурка ор.41 № 2; Шуберт. «Приют»; Прокофьев. Соната № 7, ч. III). В качестве форм частей применяются: период, простые формы, неустойчивые и более свободные построения (Римский-Корсаков. Ария Лебедь-птицы, № 11). Концентричность как принцип встречается и в других формах, но не является главенствующей как в собственно концентрической форме. Например: в трехчастной форме с обрамлением (вступление abc кода), в промежуточной между простой и сложной трехчастной (а В С В а), в сонатной форме с зеркальной репризой (Увертюра к «Тангейзеру» Вагнера: вступл. А В С В А кода) Гп Пп эпизод Пп Гп
Концентрическая форма обладает драматургической и функциональной гибкостью: 1-й раздел может быть экспозиционным и вступительным; центральный раздел – неустойчивым, серединным и экспозиционным; другие разделы – связующими, серединными и др. Структурная гибкость формы достигается разнообразием количества частей: 5, 7, 9 и более. Указанные качества обусловили частое применение концентрической формы в оперном жанре, начиная с XVII века (Монтеверди). В дальнейшем она применялась особенно часто в западноевропейской классической и романтической музыке (Вагнер. «Тристан и Изольда», 1 картина; Моцарт. Финал II д. «Свадьбы Фигаро»), в русской классической опере (Мусоргский. I д. «Хованщины»; сцена таяния Снегурочки в «Снегурочке» Римского-Корсакова). В музыке XX века концентрическая форма стала одной из самых типичных универсальных форм для различных жанров. Например, в финале 4-й симфонии Шостаковича с ее помощью создается картина пестроты жизни. Другие примеры: финал 7-й сонаты Прокофьева; 6 пьес для оркестра Веберна. |
|
Всего комментариев: 0 | |