21:52 Контрастно-составные формы |
Определение, общая характеристика Контрастно-составными называются формы, обладающие циклическим контрастом частей, но идущие без перерыва и имеющие интонационно-тематическое родство. Контрастно-составная форма состоит из двух или нескольких разнотемповых частей, следующих без перерыва и связанных общностью развития и замысла. Несмотря на яркие тематические контрасты, большинство образцов формы содержит развитие одного сложного музыкального образа. В современной систематике музыкальных форм контрастно-составные формы занимают особое положение. С одной стороны, они занимают промежуточное место между нециклическими формами (период, простые, сложные, рондо, вариации, сонатное allegro, рондо-соната) и циклическими (сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный и инструментальный циклы). С другой стороны, они могут приближаться и к циклическим, и к нециклическим формам. Понятие «контрастно-составные формы» было введено в 60-е годы В. Протопоповым. До введения понятия эти формы трактовались по-разному: как особые виды циклических форм, смешанных, свободных и др. Историческое развитие контрастно-составных форм Зарождение контрастно-составных форм относится еще ко времени возникновения оперы (XVII – XVIII вв.). Ранними типами контрастно-составных форм были сочетания «речитатив-ария», «фантазия и фуга», «токката и фуга». Во второй половине XVIII и в XIX в. они встречаются в операх Моцарта, Бетховена, итальянцев (арии, ансамбли, финалы) и в концертных импровизациях (фантазии, каприччио, рапсодии, попурри). Так, многие листовские транскрипции написаны в контрастно-составной форме. Историческое развитие шло параллельно с их проникновением в сонатно-симфонический цикл (объединение каких-либо частей цикла или какая-либо часть пишется в контрастно-составной форме) и другие формы. Большое развитие контрастно-составные формы получили в творчестве Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Новый шаг в развитии формы сделан Шостаковичем (12-я симфония). Композиционные особенности Несмотря на внешнее сходство с циклическими формами, контрастно-составные формы существенно отличаются от них: в цикле каждая часть самостоятельна, а в контрастно-составной форме они слиты и связаны «сквозным» содержанием. Особенностью формы является сочетание структурно строгих и свободных разделов. Диапазон форм широк: простые, сложные, вариации, сонатная форма, полифонические, а также свободные композиции. Среди множества конкретных видов контрастно-составной формы следует выделить ее неотъемлемые формообразующие принципы: тематическое единство, интонационные связи, репризность. Более детально эти принципы объединения частей выражаются в следующем:
Контрастно-составные формы очень гибки, разнообразны, поэтому сфера их применения очень широка. В инструментальной музыке встречаются как самостоятельные произведения (В. Моцарт. Фантазия с-moll; С. Франк. Прелюдия, хорал и фуга), как часть более крупных форм (Ф. Шуберт. Симфония С-dur, ч. I). В оперной литературе – как форма не только отдельных сольных и ансамблевых номеров, но и в качестве форм сцен, эпизодов (М. Глинка. Каватина и рондо Антониды – двухчастная контрастно-составная форма; танцы их III действия «Руслана и Людмилы»; сцена письма из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»). |
|
Всего комментариев: 0 | |