Главная » 2014 » Май » 15 » Период
21:55
Период

Общая характеристика

       Период – форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершаемая каденцией в начальной или новой тональности. Период служит для изложения темы и имеет ЭТИ. Обычные размеры периода 8 – 16 тактов. Реже встречаются четырехтактовые периоды и периоды с бóльшим количеством тактов.

Период применяется как форма отдельного произведения, например, в прелюдиях Шопена, Лядова, Скрябина, Прокофьева.

Как составная форма период входит во все формы в качестве раздела, излагающего тему. В вокальной музыке период часто является формой куплета.

Состав периода. Масштабное строение. Кульминация в периоде

Составными частями периода являются предложение, фраза, мотив.

Предложение – наибольшая составная часть периода, завершенная каденцией. Обычное количество предложений в периоде – два, возможно три и четыре.

Фраза – наименьшая закругленная часть периода, мотив- минимальный элемент.

Наиболее типичными для периода масштабно-тематическими структурами являются периодичность, суммирование и дробление с замыканием.

Для периода, делящегося на предложения, очень важна их соразмерность, пропорции. В связи с этим различают периоды квадратной и неквадратной         структуры.

Период квадратной структуры состоит из двух равных предложений по 2, 4, 8, 16 тактов. Например, Моцарт. Соната № 11, ч. I, основная тема.

Период неквадратной структуры включает такие типы периода, как период с неквадратным количеством тактов, период из неравных предложений, период из трех предложений.

Период  с неквадратным количеством тактов содержит иное, чем 2, 4, 8, 16 тактов строение предложений. Например, 7 + 7 (Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»).

Период из неравных предложений возникает, если второе предложение больше, чем первое, реже – наоборот. Например, 4 + 6 (Чайковский. Июнь. (Баркарола)).

Увеличение второго предложения достигается за счет расширения и дополнения.

Расширение – это увеличение второго предложения до заключительной каденции. Это достигается точным или измененным повторением мотивов и фраз, а также прерванной или несовершенной каденцией, интенсивным гармоническим развитием. Дополнение – послекаденционное построение заключительного характера, закрепляющее тональность. Для дополнения характерны ЗТИ, кадансирование.

В одном периоде могут совмещаться расширение и дополнение.  Например, прелюдия h-moll Ф. Шопена.

Период из трех предложений содержит три тематически сходных или различных предложения. В нем две серединных каденции и одна заключительная. Например, Глинка. Хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила».

Кульминация в периоде обычно находится во втором предложении.

Тематическое строение периода

По тематической основе различают периоды повторного, неповторного, единого строения и период типа развертывания.

Период повторного строения (а  +  а) состоит из двух тематически сходных в начале и различных в каденциях предложений. Например, Моцарт. Соната № 11, ч. I, тема.

Период неповторного строения (а + b) состоит из двух тематически несходных, но ясно отчлененных и близких по облику предложений. Например, Бетховен. Соната № 8, ч. II, основная тема.

Период единого строения (А) не делится на предложения и замыкается одним кадансом. Например, Бетховен. Соната № 6, ч. II, тема.

Период типа развертывания встречается в танцах старинных сюит, прелюдиях, инвенциях Баха, пьесах французских клавесинистов. Он состоит из трех этапов развертывания мысли: ядро – развертывание – каданс. Ядро гармонически экспонирует тональность (Т – D – T; T – S – D – T), далее идет секвентное развитие с отклонениями и кадансовое закрепление новой тональности (обычно доминантовой). Например, Бах прелюдия C-dur, I т. «ХТК».

Тонально-гармоническое строение периода

По тональному признаку различают замкнутый (однотональный) и разомкнутый период. Замкнутый период начинается и заканчивается в одной тональности ее тоникой. Разомкнутый период может заканчиваться: доминантой основной тональности; тоникой новой тональности (модулирующий период); без заключительной каденции переходить в следующий раздел формы.

В модулирующем периоде обычно модуляция находится во втором предложении, реже – в первом.  Наиболее типична модуляция в тональность доминанты, встречаются и другие модуляции.

Кадансы в периоде

В замкнутом периоде традиционны следующие каденции: 1) серединная – половинная на D, заключительная – совершенная на T; 2) серединная – несовершенная, заключительная – совершенная.

В модулирующем периоде серединная каденция может быть полной совершенной. К особым видам серединных каденций относятся каденции на S, II, VI, DD, а в музыке XX века встречаются и более сложные виды каденций.

 

Усложненные виды периода

К усложненным видам периода относятся: сложный период, развитой период, периоды с признаками других форм.

Сложный период образуется при повторении обычного периода из двух предложений с новой заключительной каденцией в повторении. Например, первая заключительная каденция в финале 11 сонаты Бетховена – полная несовершенная в тональности F-dur (модулирующий период), а при повторении – полная несовершенная в основной тональности B-dur. Таким образом, в сложном периоде 4 предложения и 4 каденции (2 серединные и 2 заключительные). Сложный период поэтому называется двойным. В нем в роли сложных предложений выступают обычные периоды.

Развитой период – крупный по масштабам период с интенсивным тематическим развитием, особенно в рамках второго предложения. Таким образом, здесь тема не только излагается, но и содержит мотивную разработку. Развитые периоды у венских классиков часто применялись в репризах. А в музыке XIX века преимущественно в жанре фортепианной миниатюры – в прелюдиях Шопена (прелюдия h-moll), Скрябина (прелюдия C-dur, ор.11).

Периоды с признаками других форм

Период с признаками предложения чаще всего встречается в классической сонатной форме, где главная партия – первое предложение, а связующая партия начинается, как второе предложение, но с РТИ (Бетховен. Соната № 1, ч. I, Гп).

Период с признаками простой двухчастной формы – прелюдия с-moll Шопена. Встречаются периоды с чертами трехчастности, рондо, вариаций, сонатности (так называемый сонатно-симфонический период – Бетховен. Соната № 5, с-moll,ч. I , Гп).

Просмотров: 3363 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0