Главная » 2014 » Май » 15 » Простая трехчастная форма
21:54
Простая трехчастная форма

 

Определение. Общая характеристика

Простая трехчастная форма – это симметричная форма из трех частей, где I часть – изложение основной темы, II  часть – середина, III часть – реприза. Схема: А А1 А или А В А.

Безрепризная трехчастная форма встречается редко. Характерной чертой простой трехчастной формы является то, что реприза целиком повторяет начальный период, а не одно предложение, как в простой двухчастной форме.

Характеристика частей

I часть – период любой структуры, как модулирующий, так и немодулирующий.

II часть может быть трех типов, отсюда и три разновидности простой трехчастной формы:

  1. однотемная трехчастная форма;
  2. двухтемная, или контрастная;
  3. трехчастная форма смешанного типа.

В середине однотемной трехчастной формы происходит развитие тематического материала I части (тип изложения – развивающий ⇒ структура периода отсутствует. Например:  Бетховен. Соната № 20, Менуэт  со  схемой формы А А1 А).

Середина контрастной трехчастной формы содержит изложение новой темы (если тип изложения – экспозиционный) или тематизма (если тип изложения – развивающий). Поэтому структура периода возможна при ЭТИ и невозможна при РТИ. Примеры: Мусоргский. «Два еврея» из «Картинок с выставки»; Бетховен. Соната № 7, Менуэт со схемой формы А В А.

Середина смешанного типа сочетает развитие материала I части с новыми тематическими элементами. Структура периода отсутствует. Пример: Бетховен. Соната № 2, ч. III.

III часть – реприза может быть точной и измененной.

Точная реприза повторяет I часть без изменений. Измененная реприза может быть: варьированной;

              динамизированной;  

              синтетической;

 Варьированная реприза разнообразит повторение I части, не меняя ее образно-жанровой основы. Варьироваться могут фактура, ритм, динамика, гармония. Пример: Бетховен. Соната № 20, Менуэт.

Динамизированная реприза  вносит коренные, качественные изменения в первоначальный образ, представляет собой новый уровень напряжения. Пример: Мендельсон. Песня без слов № 27, е-moll.

Синтетическая реприза сочетает материал I части с элементами середины. Пример: Мусоргский. «Два еврея» из «Картинок с выставки».

Кульминация в форме помещается в конце середины (в однотемной трехчастной форме) или в репризе.

Повторение частей. Особые виды простой трехчастной формы

Обычно повторяется отдельно I часть, а II и III  –  совместно (эта традиция идет от повторения частей простой двухчастной формы). В зависимости от вариантов повторения сложились особые виды простой трехчастной формы.

  1. Трехпятичастная форма образуется в результате точного или слегка варьированного повторения середины и репризы. Схема: А В А В А. Пример: Рахманинов. Музыкальный момент h-moll.
  2. Двойная трехчастная форма  возникает при существенных изменениях в повторении середины и репризы (тональных, структурных изменениях и других). Пример: Чайковский. Песня без слов a-moll, ор.40, № 6 – схема: А В А В1 А1.
  3. Безрепризная трехчастная форма, или форма с тональной репризой. В такой форме в репризе возвращается главная тональность, а не тематизм. Схема: А В С. Пример: Мусоргский. Хор «На кого ты нас покидаешь» из оперы «Борис Годунов».
  4. Период с серединой, или трехчастный период. I часть и реприза – предложения, а второе предложение напоминает середину трехчастной формы. Таким образом происходит сочетание черт периода из трех предложений и простой трехчастной формы. Пример: Шопен. Прелюдия es-moll:

I часть                    середина              реприза

                1 предл.                     2 предл.              повт. 1 предл. 

 

Вступление, кода. Применение простой трехчастной формы

Для вступления и коды типичны небольшие масштабы. Тематизм их разнообразен вплоть до самостоятельного. Тип изложения обычно заключительный.

Применение:

  1. как самостоятельная форма простая трехчастная форма встречается в большинстве романсов, танцев, в инструментальных миниатюрах.

как составная часть входит в сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, используется как номера в операх, балетах,как

 

 

  1.  часть цикла (сонаты, симфонии, сюиты, концерта), в качестве рефрена, эпизода в рондо или темы вариаций. 
Просмотров: 6359 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 3.6/11
Всего комментариев: 0