Главная » 2014 » Май » 15 » Простые формы. Простая двухчастная форма
21:55
Простые формы. Простая двухчастная форма

Простыми называются формы, состоящие из двух или трех частей, где первая часть излагается в форме периода, а последующие – в формах не сложнее периода.

Основные виды простых форм: простая двухчастная и простая трехчастная.

Простой двухчастной называется форма, где первая часть является периодом, а вторая может им быть, но чаще представляет собой не чисто экспозиционное по смыслу построение не сложнее периода.

Образно-смысловая сущность формы выражается либо в показе двух этапов становления одного образа (однотемная двухчастная форма), либо – в показе двух различных образов (двухтемная двухчастная форма).

Истоки простой двухчастной формы коренятся в народной музыке (соотношение запева и припева в песне, сольного и общего танца, песни и инструментального наигрыша). Отсюда – связь простой двухчастной формы с песенно-танцевальными жанрами. Также характерными чертами являются приблизительная равномасштабность частей, отсутствие резкого контраста между ними, тональная замкнутость формы.

Существует две разновидности простой двухчастной формы, различающиеся строением II части:

  1. безрепризная двухчастная форма; 2) репризная двухчастная форма.

Репризной считается такая двухчастная форма, во втором разделе II-й части которой содержится повторение одного из предложений I части. Например:

                         I часть                        II часть

                         a   +    b                        c    +    a

                                               или

                         a   +    b                         c   +    b

Если во II части не содержится отчетливого повторения тематического материала I части, то форма называется безрепризной двухчастной.

Характеристика частей

I часть – период повторного или неповторного строения, квадратный или неквадратный, замкнутый или модулирующий.

II часть репризной двухчастной формы состоит из двух разделов. Первый раздел может быть развивающего характера на материале I части или излагать новый материал. Второй раздел – репризное предложение, которое может быть расширено.

Первый раздел отличается активным развитием, неустойчивостью, тип изложения – развивающий.

Таким образом, в целом II часть не чисто экспозиционная по смыслу и периодом не является, хотя может напоминать его. Пример репризной двухчастной формы: Моцарт. Соната № 11 A-dur, ч. I.

II часть безрепризной двухчастной формы может быть двух типов: контрастная и развивающая.

Контрастная II часть излагает новый или существенно обновленный материал. Если тип изложения – экспозиционный, то возможна структура периода, если нет – то приближается к периоду. Часто этот тип формы применяется в качестве куплета (I часть – запев, II часть – припев) в вокальной музыке, ритурнеля в вальсах, или в качестве развитого дополнения. Примеры: Алябьев. «Соловей»; Шопен. Вальс № 7 cis-moll; Чайковский. «Шарманщик поёт».

Развивающая  IIчасть продолжает движение начального периода. Тип изложения – развивающий ⇒ структуры периода не образуется. При этих чертах II часть отличается устойчивым завершением. Примеры: Шопен. Этюд As-dur, соч. 25, № 1; Бетховен. Соната № 25, ч. III.

Повторение частей возможно как точное, так и варьированное. Традиционно раздельное повторение частей:

 

||:   I    часть   : |||:   II часть    : ||

 

Возможно повторение только I части или только II части. В вокальной музыке куплетная форма складывается из повторений всей двухчастной формы.

Применение

  1. как форма отдельного произведения простая двухчастная форма применяется в танцевальной музыке, инструментальных миниатюрах, как куплет в песне.
  2. как составная часть встречается в качестве темы вариаций, рефрена или эпизода рондо, как часть сложной трехчастной формы, как форма главной и побочной партий в сонатной форме XIX – XX вв.
Просмотров: 5879 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0