21:50 Рондо |
Общая характеристика Рондо называется многочастная форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) повторении главной темы в чередовании с различными эпизодами: А В А С А. «Рондо» в переводе с французского означает «круг». Форма произошла от старинного французского хороводного пения. Это были круговые песни, имеющие куплетную форму с припевом, выделенным в отдельную часть. Части рондо имеют определенные названия. Главная тема (А) называется рефреном (от франц. – припев), промежуточные части (В, С и т. д.) – эпизодами. Старинное рондо (конец XVII – начало XVIII в.) Один из самых ранних видов рондо был распространен в творчестве французских клавесинистов (Куперена, Рамо, Дакена, Дандрие). Отсюда название – рондо французских клавесинистов, куплетное рондо (эпизоды назывались куплетами). Форма применялась в программных миниатюрах и танцах, имея в основе песенно-танцевальный тематизм, обилие украшений (стилистика рококо) и звукоизобразительность («Часы», «Кукушка», «Дудочки»). Основными чертами рондо являлись:
Рондо классического типа (вторая половина XVIII – начало XIXв.) А В А С А Этот тип рондо получил широкое распространение в творчестве венских классиков: финалы сонат и симфоний (Бетховен. Финал 25-й сонаты), инструментальные пьесы (Рондо Моцарта), реже – оперные арии (ария Фигаро «Мальчик резвый»). При песенно-танцевальной основе круг образов классического рондо значительно шире, чем старинного. Количество частей 5 (реже – 7), но форма их усложняется. Кроме того, возрастает контраст частей, возможны связки и кода в конце. Рефрен (А) проводится трижды в главной тональности. Второе и третье проведения могут быть варьированы и сокращены. Форма рефрена – простая 2х- или 3хчастная, реже – период. Первый эпизод (В) – малосамостоятелен, содержит неконтрастный к рефрену материал. По структуре может представлять незамкнутое построение, либо оформленный раздел в виде периода или простых форм. Тональности первого эпизода – D или параллельная. Второй эпизод (С) – ярче контрастирует с рефреном, более масштабен и развит по форме, чем первый эпизод. Обычно излагается в четкой форме (период, простые формы) в тональностях S, одноименной. Этими свойствами эпизод С напоминает трио в сложной трехчастной форме. Между частями классического рондо возможны связки – неустойчивые построения в РТИ, способствующие плавности переходов. Наиболее часто связки помещены после первого эпизода и после второго (самая развитая связка). Тематическая основа их различна.
Послеклассическое рондо (вторая треть XIX – XX в.) Отличительной чертой данного типа рондо является бóльшая свобода, в отличие от классического рондо. Это вызвано многообразием содержания музыки данного периода. Специфическими чертами послеклассического рондо являются:
Рефрен проходит в главной тональности только в начале и в конце формы. Остальные проведения могут варьироваться и звучать в любых тональностях. Эпизоды ярко контрастируют не только с рефреном, но и друг с другом. Кроме того, два эпизода могут следовать подряд (Прокофьев. «Джульетта-девочка»). Тональности в них как близкие, так и отдаленные. Формы рефрена и эпизодов могут представлять неустойчивые построения или четкие структуры (период, простые формы). В конце формы часто встречается кода. Наиболее интересные образцы рондо в западноевропейской музыке XIX века были созданы Р. Шуманом (I часть «Венского карнавала», Новеллетта F-dur, ор.21, № 1). Русские классики в XIX веке применяли форму рондо в вокальных произведениях (Глинка. Рондо Фарлафа; Даргомыжский. «Ночной зефир»; Бородин. «Спящая княжна»), оперных номерах и сценах (Глинка. Интродукция к «Руслану и Людмиле»), симфонической музыке (Глинка. «Вальс-фантазия»). В музыке XX века наиболее яркие образцы рондо принадлежат С. Прокофьеву (песня «Болтунья», Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»). Рондообразные (рондальные) формы Рондообразные формы возникли в результате взаимодействия рондо с сонатной и трехчастной формами. К таковым относятся:
Простая двойная трехчастная форма, в которой при повторении середины с репризой образуются существенные изменения (тональные, структурные, фактурные, масштабные). Примеры: Трехчастная с добавочным рефреном – сложная или простая трехчастная форма с рефреном после каждой части. Пример простой трехчастной формы с рефреном – Вальс № 7 cis-moll Шопена, сложной – Турецкое рондо Моцарта. Сложная трехчастная с двумя трио – А В (первое трио) А С (второе трио) А. Пример: «Свадебный марш» Мендельсона. |
|
Всего комментариев: 0 | |