21:52 Сложная двухчастная форма |
Сложной двухчастной называется форма из двух частей, каждая или одна из которых сложнее периода. Общий принцип ее построения – сопоставление двух контрастирующих частей по схеме А + В. Таким образом, это контрастная и безрепризная форма. Выразительный смысл формы зависит от степени контраста частей. Это может быть дополняющее сопоставление (Вальс As-dur Ф. Шопена), ярко оттеняющее сопоставление (Фантазия d-moll В. Моцарта, ария Леоноры из «Фиделио» Л. Бетховена) и др. Смысловое соотношение частей связано со спецификой формы: ее несимметричностью, разомкнутостью и поступательностью в процессе. Так возникают три типа формы: уравновешенный, с преобладанием 1-й части, с преобладанием 2-й части. В форме уравновешенного типа образуется своего рода равноправие частей (Дж. Верди. Квартет из «Риголетто»; П. Чайковский. Мазурка из «Евгения Онегина»). Сложная двухчастная форма с преобладанием 1-й части имеет вторую часть с функцией заключения (В. Моцарт. Дуэттино Дон-Жуана и Церлины из оперы «Дон-Жуан»). Если смысловой акцент падает а 2-ю часть, то первая как бы выполняет функцию вступления (Н. Римский-Корсаков. Две песни Веденецкого гостя из оперы «Садко»). Композиционные варианты формы также отличаются многообразием. Она может объединять две простые формы, простую форму с периодом, простую форму со сложной и даже две сложные формы (Дж. Верди. Квартет из «Риголетто»). Большинство же составных частей сложной двухчастной формы построено в простых формах, особенно это касается первых частей. Здесь используются форы развивающего типа и контрастного (чаще всего двухчастная простая по типу запев – припев). Средства, способствующие цельности и единству, связаны со стилистическими, жанровыми, ладотональными, структурными, масштабными характеристиками. Ладотональные связи выражаются в тождестве тональностей, сменах минора на одноименный мажор и наоборот, использовании параллельных тональностей (М. Глинка. Каватина и рондо Антониды), тональности VIIн ступени (F-dur во 2-й части Ноктюрна g-moll Ф. Шопена). В тесной связи с уже упомянутой логикой построения находится область применения сложной двухчастной формы. Преимущественное использование – вокальные и музыкально-сценические жанры, где текст и сценическое действие могут не допускать возвращения к предыдущему (песня, романс, оперная ария или дуэт). Реже форма используется в инструментальной музыке (Ноктюрн № 13 Дж. Фильда, Ноктюрн g-moll Ф. Шопена). |
|
Всего комментариев: 0 | |