21:53 Сложные формы. Сложная трехчастная форма |
Сложными называются формы, составленные из простых форм. Из двух разновидностей сложных форм – сложной трехчастной и сложной двухчастной – чаще встречается трехчастная форма. Отличие сложных форм от простых: яркие контрасты двух или более образов, достаточное внутреннее развитие, чёткое разграничение частей. Сложная трехчастная форма А В А Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, в которой I часть крупнее периода (чаще – простая 2х- или 3хчастная форма, реже – вариации, рондо, сонатная), а остальные не содержат более сложных структур. То есть, для того чтобы форма считалась сложной, достаточно, чтобы хотя бы I часть была простой формой. Главный контраст возникает между крайними частями А и средней В. Тип контраста – оттеняющий (например: танцевальные крайние части и песенная средняя и т. п.). В состав сложной трехчастной формы помимо основных разделов могут входить вступление, кода и связки (в основном к репризе). Исторически форма связана с танцами старинной сюиты (Менуэт I – Менуэт II – Менуэт I) и арией da capo. Расцвет ее приходится на классическую эпоху, отразив симметричную уравновешенность (эстетика европейского Просвещения).
В зависимости от II части сложились два основных вида сложной трехчастной формы:
Средняя часть типа трио исторически самая ранняя. Название связано с последовательностью танцев в сюите (см. выше), где второй танец исполнялся духовым трио (два гобоя и фагот). В тексте трио часто обозначается как Trio, Minore, Maggiore. Отличительные черты трио: самостоятельная тема, тональная устойчивость, чёткая форма (период, простые формы). Тональности трио – главная, одноименная, IV, VI, VI низкая (из мажора), III (из минора). Форма с трио встречается в большинстве классических менуэтов, скерцо, маршей, романтических вальсов, мазурок, полонезов. Обычное трио замкнуто, реже может быть разомкнутым. Примеры сложной трехчастной формы с трио: Чайковский. «Июнь»; Моцарт. Симфония № 40, Менуэт. Раздел трио обычно повторяется. Средняя часть типа эпизода обладает, как и трио, самостоятельной темой, но с РТИ, тональной неустойчивостью и связкой к репризе; кроме того, в эпизоде нет четкой формы, а есть лишь логика построения, например: тема в виде предложения – развитие темы – переход к репризе (Бетховен. Соната № 4, ч. II); ход или связка – неустойчивое изложение темы – переход (иногда предыкт) к репризе (Бетховен. Соната № 16, ч. II). В отличие от трио, эпизод не повторяется. Реприза утверждает первоначальную мысль и создает симметричность конструкции. Точная реприза не выписывается, а обозначается Da Capo или d. c. (с начала). Измененная реприза может быть варьированной, масштабно измененной (сокращенной или расширенной), синтетической, динамизированной. Динамизация связана с коренной трансформацией темы за счет таких средств, как мелодические, тонально-гармонические, фактурные и другие изменения. Важнейшими приемами являются полифонизация и синтез тем. Пример динамизированной репризы: Шопен. Ноктюрн с-moll. Вступление может быть связано тематически с какой-либо частью или быть самостоятельным. Кода подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения. Тематически она может быть основана:
Преобладающий тип изложения – заключительный. Если кода состоит из двух разделов, то часто в первом – РТИ, а во втором – ЗТИ. Особые виды сложной трехчастной формы возникают при повторении II и III частей. При точном или слегка варьированном повторении возникает сложная трех-пятичастная форма А В А В А (Глинка. Марш Черномора). При существенных изменениях при повторении образуется двойная сложная трехчастная форма (Шопен. Вальс № 3 As-dur). Другие разновидности, связанные со сложной трехчастной формой:
|
|
Всего комментариев: 0 | |