Главная » 2014 » Май » 15 » Сложные формы. Сложная трехчастная форма
21:53
Сложные формы. Сложная трехчастная форма

Сложными называются формы, составленные из простых форм. Из двух разновидностей сложных форм – сложной трехчастной и сложной двухчастной – чаще встречается трехчастная форма.

Отличие сложных форм от простых: яркие контрасты двух или более образов, достаточное внутреннее развитие, чёткое разграничение частей.

Сложная трехчастная форма А В А

Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, в которой I часть крупнее периода (чаще – простая 2х- или 3хчастная форма, реже – вариации, рондо, сонатная), а остальные не содержат более сложных структур. То есть, для того чтобы форма считалась сложной, достаточно, чтобы хотя бы I часть была простой формой.

Главный контраст возникает между крайними частями А и средней В. Тип контраста – оттеняющий (например: танцевальные крайние части и песенная средняя и т. п.).

В состав сложной трехчастной формы помимо основных разделов могут входить вступление, кода и связки (в основном к репризе).

Исторически форма связана с танцами старинной сюиты (Менуэт I – Менуэт II – Менуэт I) и арией da capo. Расцвет ее приходится на классическую эпоху, отразив симметричную уравновешенность (эстетика европейского Просвещения).

  1. часть – наиболее яркая в тематическом, образном, гармоническом и масштабном смыслах. Чаще всего форма ее – простая трехчастная однотемная (а а1 а), реже – двухтемная (а b а) или простая двухчастная. В классической музыке I часть замкнута (завершается тоникой главной тональности), в романтической музыке часто разомкнута. Внутри I части типичны расширения, дополнения, большие участки развития, а также повторения частей простой формы.

В зависимости от II части сложились два основных вида сложной трехчастной формы:

  1. сложная трехчастная форма с трио;
  2. сложная трехчастная форма с эпизодом.

Средняя часть типа трио исторически самая ранняя. Название связано с последовательностью танцев в сюите (см. выше), где второй танец исполнялся духовым трио (два гобоя и фагот). В тексте трио часто обозначается как Trio, Minore, Maggiore. Отличительные черты трио: самостоятельная тема, тональная устойчивость, чёткая форма (период, простые формы). Тональности трио – главная, одноименная, IV, VI, VI низкая (из мажора), III (из минора).

Форма с трио встречается в большинстве классических менуэтов, скерцо, маршей, романтических вальсов, мазурок, полонезов.

Обычное трио замкнуто, реже может быть разомкнутым.

Примеры сложной трехчастной формы с трио: Чайковский. «Июнь»; Моцарт. Симфония № 40, Менуэт.

Раздел трио обычно повторяется.

Средняя часть типа эпизода обладает, как и трио, самостоятельной темой, но с РТИ, тональной неустойчивостью и связкой к репризе; кроме того, в эпизоде нет четкой формы, а есть лишь логика построения, например: тема в виде предложения – развитие темы – переход к репризе (Бетховен. Соната № 4, ч. II); ход или связка – неустойчивое изложение темы – переход (иногда предыкт) к репризе (Бетховен. Соната № 16, ч. II).

В отличие от трио, эпизод не повторяется.

Реприза утверждает первоначальную мысль и создает симметричность конструкции.

Точная реприза не выписывается, а обозначается Da Capo  или d. c. (с начала).

Измененная реприза может быть варьированной, масштабно измененной (сокращенной или расширенной), синтетической, динамизированной. Динамизация связана с коренной трансформацией темы за счет таких средств, как мелодические, тонально-гармонические, фактурные и другие изменения. Важнейшими приемами являются полифонизация и синтез тем. Пример динамизированной репризы: Шопен. Ноктюрн с-moll.

Вступление может быть связано тематически с какой-либо частью или быть самостоятельным.

Кода подводит итог, подчеркивает главную мысль произведения. Тематически она может быть основана:

  1. на материале I части;
  2. на материале II части;
  3. на материале обеих частей;
  4. на новом материале.

Преобладающий тип изложения – заключительный. Если кода состоит из двух разделов, то часто в первом – РТИ, а во втором – ЗТИ.

Особые виды сложной трехчастной формы возникают при повторении II и III частей. При точном или слегка варьированном повторении возникает сложная трех-пятичастная форма А В А В А (Глинка. Марш Черномора). При существенных изменениях при повторении образуется двойная сложная трехчастная форма (Шопен. Вальс № 3 As-dur).

Другие разновидности, связанные со сложной трехчастной формой:

  1. Промежуточная форма простой и сложной трехчастными формами, где крайние часть – периоды (как в простой), а средняя – в простой форме (как трио). Например: Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».
  2. Форма с двумя трио подряд: А  В (1-е трио)  С (2-е трио)  А (Бетховен. Симфония № 6, ч. III).
  3. Трехчастная форма с добавочным рефреном (припевом): А В С В А В (Моцарт. Турецкое рондо).
Просмотров: 7411 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 0