21:47 Разновидности сонатной формы |
Сонатная форма без разработки. По существу это сокращенная сонатная форма, где отсутствие разработки обычно компенсируется разработочным развитием в экспозиции, репризе, коде. Экспозиция, как правило, не повторяется. Применяется неполная сонатная форма в медленных частях сонатно-симфонических циклов, оперных и балетных увертюрах. В медленных частях характер основных тем неконтрастный, располагающий к варьированию, особенно в репризе. Например: Бетховен. Соната № 5, ч. II. В быстрых увертюрах развитие происходит динамичнее (Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»). Реже данный тип формы встречается в вокальной музыке (Каватина Владимира из «Князя Игоря» Бородина), сюитах, миниатюрах (Шопен. Ноктюрн е-moll). Сонатная форма с эпизодом вместо разработки. Средняя часть такой формы является эпизодом на новом тематическом материале. Это вносит дополнительный контраст (образно-жанровая основа эпизодов разнообразна). В строении эпизода сочетаются экспозиционные и развивающие черты, отсюда – многообразие форм: простые формы, вариации, свободные построения. От эпизода к репризе может приводить связка, называемая возвратным ходом. Связка может перерастать в разработочный раздел. В этом случае средняя часть сочетает эпизод и разработку (смешанный тип). Пример: Бетховен. Соната № 1, финал. Применение сонатной формы с эпизодом связано в основном с финалами циклов, реже – медленными частями (Бетховен. Соната № 7, ч. II), первыми частями (Шостакович. Симфония № 7, ч. I). Сонатная форма с двойной экспозицией. Это форма, встречающаяся в первых частях классических концертов. В основе ее лежит принцип соревнования солиста и оркестра (solo и tutti). Таким образом, она представляет диалог, отсюда – наличие двух экспозиций и второго эпизода tutti, а также каденции солиста. 1-я экспозиция оркестровая (или первое tutti) излагала темы в обычном порядке, но Гп заканчивалась в основной тональности (т. е. экспозиция была замкнута). 2-я экспозиция совместная (для солиста и оркестра) отличалась многотемностью. Вместе с темами 1-й экспозиции вводились новые темы (чаще в Пп). Тональный план 2-й экспозиции более традиционен (Пп и Зп в тональностях D, V, III ст.). После экспозиции помещается 2-й эпизод tutti – вступление оркестра ff в тональности D или иной. Разработка может основываться на материале обеих экспозиций и даже включать новую лирическую тему (особенно у Моцарта). Особенности разработки: простота, большие оркестровые разделы. Реприза объединяет свойства обеих экспозиций, темы могут звучать не в прежнем порядке. Тональный план основан на транспозиции Пп в основную тональность. Кода выполняет обычно роль последнего tutti. Каденция солиста является важнейшей особенностью данной формы. Это виртуозная импровизация на темы концерта. В старину каденция импровизировалась исполнителем, а начиная с Бетховена ее сочиняли композиторы. В XIX – XX вв. некоторые композиторы вовсе отказываются от каденции (Мендельсон, Прокофьев). Местоположение каденции – перед кодой или внутри нее, реже в конце разработки или в начале репризы. На гармонии К64 оркестр умолкал, далее звучала обширная каденция, завершаемая доминантой. На разрешении D в Т вновь вступал оркестр. Сонатная форма с двойной экспозицией прошла определенную эволюцию. В XIX в. Мендельсон отказывается от двойной экспозиции, впоследствии традиция возобновилась в творчестве Брамса, Шопена, А. Рубинштейна. Сонатинная разновидность сонатной формы. Сонатинная форма используется преимущественно в жанре сонатины (например, в первых частях сонатин Клементи, Кулау, Моцарта, Равеля, Кабалевского) или в небольших сюитных циклах (Например: Чайковский. «Серенада для струнного оркестра», ч. I). Для формы сонатины характерны меньшая развитость структуры, небольшие масштабы, невысокий уровень динамики как следствие уменьшение значительность, весомости образного содержания. Отсюда возникает возможность отсутствия развитых связующей и заключительной партий или разработки. Фактура изложения простая. Иногда используются элементы старинной сонатной формы (двухчастная форма, состоящая из экспозиции и разработки-репризы, где основной контраст между Гп и Пп тональный, а не тематический).
|
|
Всего комментариев: 0 | |