Настоящее учебное пособие предназначается для студентов исполнительских отделений колледжа искусств. Необходимость появления данной работы связана с тем, что кроме известных учебников для музыкальных училищ (Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. М., 1960; Тюлин Ю., Бершадская Т. и др. Музыкальная форма. М., 1977), остальные учебные пособия (Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1986; Способин И. Музыкальная форма. М., 1984; Холопова В. Формы музыкальных произведений. С.-П., 2001, а также учебники В. Цуккермана) в основном рассчитаны на вузовский курс.
Отсутствие учебников, отображающих современные музыковедческие воззрения на музыкальную форму, создает определенные трудности как для педагога – в преподавании, так и для студентов – в освоении предмета.
Помимо этого в училищных учебниках есть расхождения
...
Читать дальше »
Просмотров:
822
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
В музыкальном произведении каждая часть имеет свое назначение или функцию в форме. Например, одна часть может служить вступлением, другая – изложением основной мысли и т. д.
Шесть основных функций частей в форме:
1. Изложение (экспозиция) темы или ряда тем, т. е. их первоначальное проведение. Обычно это первое построение в произведении, где звучит материал, неоднократно повторяющийся впоследствии.
2. Связующая часть между какими-либо основными частями формы, между изложением различных тем. Значительной весомости не имеет.
3. Середина, или средняя часть – построение, расположенное между двумя сходными частями. Оно развивает предыдущий материал, но более весомо и самостоятельно по значению, чем связка. Частный случай середины – разработка.
4. Реприза – повторное проведение темы (или ряда тем) после нового раздела (новой темы, разработки прежних тем). Реприза имеет завершающее значение для
...
Читать дальше »
Просмотров:
10040
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Общая характеристика
Период – форма изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли, завершаемая каденцией в начальной или новой тональности. Период служит для изложения темы и имеет ЭТИ. Обычные размеры периода 8 – 16 тактов. Реже встречаются четырехтактовые периоды и периоды с бóльшим количеством тактов.
Период применяется как форма отдельного произведения, например, в прелюдиях Шопена, Лядова, Скрябина, Прокофьева.
Как составная форма период входит во все формы в качестве раздела, излагающего тему. В вокальной музыке период часто является формой куплета.
Состав периода. Масштабное строение. Кульминация в периоде
Составными частями периода являются предложение, фраза,
...
Читать дальше »
Просмотров:
3877
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Простыми называются формы, состоящие из двух или трех частей, где первая часть излагается в форме периода, а последующие – в формах не сложнее периода.
Основные виды простых форм: простая двухчастная и простая трехчастная.
Простой двухчастной называется форма, где первая часть является периодом, а вторая может им быть, но чаще представляет собой не чисто экспозиционное по смыслу построение не сложнее периода.
Образно-смысловая сущность формы выражается либо в показе двух этапов становления одного образа (однотемная двухчастная форма), либо – в показе двух различных образов (двухтемная двухчастная форма).
Истоки простой двухчастной формы коренятся в народной музыке (соотношение запева и припева в песне, сольного и общего танца, песни и инструментального наигрыша). Отсюда – связь простой д
...
Читать дальше »
Просмотров:
6340
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Определение. Общая характеристика
Простая трехчастная форма – это симметричная форма из трех частей, где I часть – изложение основной темы, II часть – середина, III часть – реприза. Схема: А А1 А или А В А.
Безрепризная трехчастная форма встречается редко. Характерной чертой простой трехчастной формы является то, что реприза целиком повторяет начальный период, а не одно предложение, как в простой двухчастной форме.
Характеристика частей
I часть – период любой структуры, как модулирующий, так и немодулирующий.
II часть может быть трех типов, отсюда и три разновидности простой трехчастной формы:
- однотемная трехчастная форма;
- двухт
...
Читать дальше »
Просмотров:
6809
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Сложными называются формы, составленные из простых форм. Из двух разновидностей сложных форм – сложной трехчастной и сложной двухчастной – чаще встречается трехчастная форма.
Отличие сложных форм от простых: яркие контрасты двух или более образов, достаточное внутреннее развитие, чёткое разграничение частей.
Сложная трехчастная форма А В А
Сложная трехчастная форма – такая контрастная репризная форма, в которой I часть крупнее периода (чаще – простая 2х- или 3хчастная форма, реже – вариации, рондо, сонатная), а остальные не содержат более сложных структур. То есть, для того чтобы форма считалась сложной, достаточно, чтобы хотя бы I часть была простой формой.
Главный контраст возникает между крайними частями А и средней В. Тип контраста – оттеняющий (например: та
...
Читать дальше »
Просмотров:
8663
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Сложной двухчастной называется форма из двух частей, каждая или одна из которых сложнее периода. Общий принцип ее построения – сопоставление двух контрастирующих частей по схеме А + В. Таким образом, это контрастная и безрепризная форма.
Выразительный смысл формы зависит от степени контраста частей. Это может быть дополняющее сопоставление (Вальс As-dur Ф. Шопена), ярко оттеняющее сопоставление (Фантазия d-moll В. Моцарта, ария Леоноры из «Фиделио» Л. Бетховена) и др. Смысловое соотношение частей связано со спецификой формы: ее несимметричностью, разомкнутостью и поступательностью в процессе. Так возникают три типа формы: уравновешенный, с преобладанием 1-й части, с преобладанием 2-й части.
В форме уравновешенного типа образуется своего рода равноправие частей (Дж. Верди. Квартет из «Риголетто»; П. Чайковский. Мазурка из «Евгения Онег
...
Читать дальше »
Просмотров:
2893
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Определение, общая характеристика
Контрастно-составными называются формы, обладающие циклическим контрастом частей, но идущие без перерыва и имеющие интонационно-тематическое родство.
Контрастно-составная форма состоит из двух или нескольких разнотемповых частей, следующих без перерыва и связанных общностью развития и замысла. Несмотря на яркие тематические контрасты, большинство образцов формы содержит развитие одного сложного музыкального образа.
В современной систематике музыкальных форм контрастно-составные формы занимают особое положение. С одной стороны, они занимают промежуточное место между нециклическими формами (период, простые, сложные, рондо, вариации, сонатное allegro, рондо-соната) и циклическими (сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный и инструментальный циклы). С другой стороны, они могут приближаться и к цикли
...
Читать дальше »
Просмотров:
2504
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Концентрическая форма – это зеркально-симметричная многочастная форма, в которой после центральной части происходит возвращение предыдущих разделов в обратном порядке (Фраёнов В. Программа-конспект для исполнительских отделений музыкальных училищ):
А В С В А или А В С D C B A
Концентрические формы очень своеобразны, поэтому применяются в основном в музыке программной, фантастической, картинно-изобразительной, повествовательной. Наибольшее распространение они получили в музыке XIX – XX вв. (Шопен. Мазурка ор.41 № 2; Шуберт. «Приют»; Прокофьев. Соната № 7, ч. III).
В качестве форм частей применяются: период, простые формы, неустойчивые и более свободные построения (Римский-Корсаков. Ария Лебедь-птицы, № 11).
Концентри
...
Читать дальше »
Просмотров:
3830
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Общая характеристика
Рондо называется многочастная форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) повторении главной темы в чередовании с различными эпизодами: А В А С А.
«Рондо» в переводе с французского означает «круг». Форма произошла от старинного французского хороводного пения. Это были круговые песни, имеющие куплетную форму с припевом, выделенным в отдельную часть.
Части рондо имеют определенные названия. Главная тема (А) называется рефреном (от франц. – припев), промежуточные части (В, С и т. д.) – эпизодами.
Старинное рондо (конец XVII – начало XVIII в.)
Один из самых ранних видов рондо был распространен в творчестве французских клавесинистов
...
Читать дальше »
Просмотров:
2272
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Вариационная форма – форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (вариаций).
Схема: А (тема) + А1 + А2 + А3 … и т. д.
Вариационная форма сложилась под воздействием вариационного метода развития, одного из древнейших в музыке. Суть этого метода в том, что тема структурно не меняется, она узнаваема, а изменения касаются деталей (мелодики, ритма, фактуры, гармонии, динамики, тембров и т. д.). Вариационность как принцип тематического развития встречается в любых формах (как пример: 2-е предложение периода повторного строения часто является варьированным повторением 1-го; в трехчастной форме реприза может варьированно повторять первую часть и т. д.).
Количество вариаций в форме не регламентировано: от 2х – 3х до нескольких десятков (Бетховен. 32 вариации c-moll). Обычная закономерность: если вариации входят в крупные формы, то количество их меньшее, если ва
...
Читать дальше »
Просмотров:
8482
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Определение. Общая характеристика
Сонатной называется репризная форма, в первом (экспозиционном) изложении основанная на тональном контрасте двух основных тем, который после разработки снимается в репризе благодаря перенесению второй темы в основную тональность или бóльшему ее приближению к основной тональности.
Это наивысшая из гомофонных форм, наиболее сложная и развитая, но вместе с тем связная и цельная. Сонатная форма универсальна для воплощения самого разнообразного содержания: героического, эпического, драматического, лирического. Классические образцы формы были созданы венскими симфонистами Гайдном, Моцартом, Бетховеном. В XIX веке сонатная форма претерпевает определенную эволюцию: усиливается контраст между главной и побочной партиями, динамизируется и переосмысливается реприза. В музыке XIX – XX вв. встречаются различные модификации сонатной формы. Специфика формы и ее универсальность связаны с широтой диапазона и отражением общи
...
Читать дальше »
Просмотров:
2344
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Сонатная форма без разработки. По существу это сокращенная сонатная форма, где отсутствие разработки обычно компенсируется разработочным развитием в экспозиции, репризе, коде. Экспозиция, как правило, не повторяется. Применяется неполная сонатная форма в медленных частях сонатно-симфонических циклов, оперных и балетных увертюрах. В медленных частях характер основных тем неконтрастный, располагающий к варьированию, особенно в репризе. Например: Бетховен. Соната № 5, ч. II.
В быстрых увертюрах развитие происходит динамичнее (Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»). Реже данный тип формы встречается в вокальной музыке (Каватина Владимира из «Князя Игоря» Бородина), сюитах, миниатюрах (Шопен. Ноктюрн е-moll).
Сонатная форма с эпизодом вместо разработки. Средняя часть такой формы является эпизодом на новом тематическом материале. Это вносит дополнительный контраст (образно-жанровая основа эпизодов разнообразна). В строении э
...
Читать дальше »
Просмотров:
4946
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Рондо-соната объединяет признаки сонатной формы и рондо.
Определение: рондо-соната – это рондо с тремя эпизодами, где первый и третий соотносятся как Пп экспозиции и репризы сонатной формы, а вместо центрального эпизода может быть разработка.
Общая схема формы:
А В А С (А) В1 А
экспозиция эпизод (разраб.) реприза
...
Читать дальше »
Просмотров:
2092
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Определение. Классификация
Музыкальная форма называется циклической, если она состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру, но связанных единством идейно-художественного замысла.
Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». Циклическая форма охватывает круг различных образов, темпов, жанров. Самостоятельность частей выражается в том, что они иногда могут исполняться отдельно (например – траурный марш из сонаты b-moll Шопена). В то же время между чатями существуют как прямые, так и опосредованные связи: тематические, структурные, жанровые, образные, сюжетные. В этом – главное отличие циклической формы от сборника, объединяющего пьесы по внешнему виду или случайному признаку. Например: «Песни и пляски» Мусоргского – цикл, а «Юные годы» –сборник.
...
Читать дальше »
Просмотров:
3756
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Старинная двухчастная форма (конец XVII – первая половина XVIII вв.)
Старинная двухчастная форма была обычной формой танцев в старинной сюите (аллеманда, куранта, сарабанда и т. д.), также встречалась в прелюдиях, инвенциях и других пьесах И. С. Баха, Генделя, французских клавесинистов.
Характерными чертами формы являются неконтрастность, тематическая однородность, плавность переходов и непрерывное развертывание в обеих частях.
В прелюдиях и инвенциях ощущается влияние полифонических форм: неквадратность, текучесть изложения, полифонические приемы. Танцы в сюитах отличаются более четким разграничением частей.
I часть – период повторного, неповторного строения, либо период типа развертывания: особый вид периода, в котором проявляется влияние пол
...
Читать дальше »
Просмотров:
9449
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
Общее свойство этих форм – комбинирование или модификация (видоизменения) существующих устоявшихся форм.
Смешанная форма сочетает признаки двух или более сложившихся форм.
Свободная форма – форма со значительными отступлениями от типовых, имеющая индивидуальный замысел и структуру.
Исторически смешанные и свободные формы возникли еще в XVI веке, но интенсивное создание их относится к романтическому искусству XIX века.
Свободные формы зародились в старинной инструментальной музыке. Их можно встретить в виде фантазий, прелюдий, токкат, каприччио как в доклассической, так и в классической музыке (Бах. Хроматическая фантазия и фуга; Моцарт. Фантазия с-moll). В некоторых образцах велика роль сюжетной программности (сонаты И. Кула
...
Читать дальше »
Просмотров:
1723
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………. 3
- Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения. Тема, мотив, фраза. Приемы тематического развития. МТС. Выразительные средства музыки и их роль в формообразовании.. 5
- Период ……………………………………………………
- Простые формы. Простая двухчастная форма …………
- Простая трехчастная форма ………………………………
- Сл
...
Читать дальше »
Просмотров:
363
|
Добавил:
Gobloom
|
Дата:
15.05.2014
| |