Главная » 2014 » Май » 15 » Свободные и смешанные формы
21:41
Свободные и смешанные формы

 

Общее свойство этих форм – комбинирование или модификация (видоизменения) существующих устоявшихся форм.

Смешанная форма сочетает признаки двух или более сложившихся форм.

Свободная форма – форма  со значительными отступлениями от типовых, имеющая индивидуальный замысел и структуру.

Исторически смешанные и свободные формы возникли еще в XVI веке, но интенсивное создание их относится к романтическому искусству XIX века.

Свободные формы зародились в старинной инструментальной музыке. Их можно встретить в виде фантазий, прелюдий, токкат, каприччио как в доклассической, так и в классической музыке (Бах. Хроматическая фантазия и фуга; Моцарт. Фантазия с-moll). В некоторых образцах велика роль сюжетной программности (сонаты И. Кулау; «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха).

Ведущее значение в старинных и классических свободных формах имеет текучесть, развивающий тип изложения.

В музыке XIX в. с культом программности и субъективизма главными чертами свободных форм становятся сквозное развитие, трансформация реприз, кульминация в конце, лейтмтивная «рефренность». Яркие примеры таких форм – многие венгерские рапсодии Ф. Листа, фантазии В. Моцарта, Р. Шумана, симфонические поэмы Р. Штрауса, А. Дворжака; 2-я баллада Ф. Шопена; I часть симфонии «Манфред» П. Чайковского.

Смешанные формы – результат взаимодействия и взаимообогащения ранее сложившихся структур: рондо и сонаты, сонатности и вариационности, сонатности и цикличности, трехчастности и сонатности. Соотношение форм может быть равноправным или с преобладанием какой-либо формы «первого плана». Например, в 1-м фортепианном концерте Ф. Листа сонатность и цикличность равноправны, а в его Сонате h-moll на первом плане сонатность, а на втором – цикличность.

Яркий пример сонатно-вариационной формы – восточная фантазия «Исламей» М. Балакирева (сонатная форма + двойные вариации). Сонатно-циклическую форму имеет «Скиталец» Ф. Шуберта. Финал 4-й симфонии П. Чайковского имеет признаки трех форм: рондо, сонатной и вариационной. 

Просмотров: 1710 | Добавил: Gobloom | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: